Россия становится гарантом выживания казахстанской элиты

114

Россия становится гарантом выживания казахстанской элиты

Мнение Россия становится гарантом выживания казахстанской элиты Во всяком случае эта центральноазиатская страна уже никогда не будет прежней Михаил Щипанов

Когда казахстанские силовики, проявив свою полную неэффективность и отсутствие навыков действия в городах, фактически бросили южную и, как считается, политическую столицу на произвол и разграбление озверевшими бандами мародёров, у живущей своей параллельной жизнью элиты оставалось два пути.

Первый был показательно отработан в Киргизии и на Украине: погрузиться в самолёты (в основном бизнес-джеты) и отбыть восвояси. Кто-то улетел бы в Россию, кто-то в Эмираты. И часть местных элитариев уже так и поступила, оседлав свои кредитные карточки, как ковры-самолёты. Второй путь — обратиться к союзникам за реальной помощью и поддержкой. И максимально возможно весомо и зримо продемонстрировать всем, включая собственных потерявшихся силовиков, что власть есть и она готова действовать. А главное — что она не одинока и не изолирована от мира и союзников.

Конечно, открыто обращаясь за помощью к ОДКБ, Касым-Жомарт Токаев сильно рисковал. Казахстан ведь также долго формировался как «антиРоссия». Не Нурсултан ли Назарбаев неоднократно заявлял, что политический союз с Россией невозможен. Более того, концепция «Казахстан — не Россия» позволяла так или иначе консолидировать традиционное общество, исторически разделённое на жузы, роды и прочие родо-племенные структуры. Но вот полыхнуло, и стало ясно, что такой «скрепы» уже явно не достаточно.

Касым-Жомарт Токаев сознательно переступил через порог, выстроенный назарбаевцами, фактически пойдя на разумное ограничение государственного суверенитета в условиях возникшей чрезвычайной ситуации.

Хотя о каком суверенитете вообще могла сейчас идти речь, когда страна была на пути трансформации в смесь Ливии и Сирии. Да и нынешние заявления об интервенции международного терроризма выглядят сильно опоздавшими в контексте новейшей истории Казахстана, когда со вкусом травили и сажали добровольцев, защищавших Донбасс от украинских нацистских добробатов. Но сквозь пальцы смотрели на сотни и сотни казахов, примкнувших к ИГИЛ (организация признана в РФ террористической, деятельность запрещена), воевавших в рядах банд на Северном Кавказе и в Сирии. Как говорится, снявши голову, как это произошло с несколькими силовиками, по волосам не плачут.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Пушилин рассказал, когда ДНР начнёт наступление на Киев

Что дальше? Конечно, ввод иностранных сил миротворцев будут ещё поминать Токаеву его разноцветные оппоненты. Уже идут разговоры о том, что бывший дипломат — фигура как бы переходного периода. И на фоне исторического компромисса групп Назарбаева и Токаева может возникнуть некая третья консенсусная фигура, не обременённая ни многолетней коррупцией и глобальным непотизмом, ни жёсткими репрессиями против «народных масс». Однако теперь действующий президент становится персоной, значение которого выходит за рамки местных элитных компромиссов. Он — один из столпов стабилизации в Центральной Азии в целом.

Между тем особенно пикантно выглядит участие в миротворческой операции сил Киргизии. Государства, о котором в Астане было принято говорить с явным снисхождением. Ведь тысячи гастарбайтеров из соседней страны трудятся и в Казахстане. К тому же именно Киргизия считалась олицетворением нестабильности в регионе, записные аналитики ожидали именно там новых бунтов и революций. И вот такая историческая ирония.

Впрочем, главный вывод из ввода миротворцев в Казахстан заключается в том, что отныне именно Россия становится гарантом выживания тех самых региональных элит, что ещё вчера так гордились своей пресловутой многовекторностью и играли в призрак Великого Турана.

И ещё. Накануне важнейших переговоров с американцами и их натовскими сателлитами события в Казахстане при полном молчании и бездействии Москвы могли бы поставить под вопрос все усилия России по гарантии своих зон особых интересов и безопасности. О каких, дескать, зонах может или речь, если вы неспособны решить проблемы в своем «мягком подбрюшье». Казахстан, конечно, не уйдет из повестки переговоров, но ситуация будет выглядеть уже иначе.